Атака амазонок, Б. Валеджо
До сих пор не представляется возможным установить точное место возникновение мифа о амазонках.
Истоки сказаний о них сложились еще в догреческое время, и отразили противоборство матриархальных племен. Это для нас засвидетельствовали художественные памятники критской культуры, подчеркивающие исключительное положение женщины.
Легенды об амазонках были широко известны во всех частях света.
Так же есть несколько версий объяснения слова "амазонки". Античные этимологи это слово объясняли легендой, в которой женщины-воительницы якобы отрезали себе одну грудь, для того, чтобы было удобней стрелять из лука. Современные же ученые отвергли это предположение по причине существования еще одного мифа в котором место обитания племен женщин-воительниц происходит от армянского слова, буквально означающего "лунные женщины".
Амазонки, согласно мифу, поклонялись богу жестокой войны Аресу и богине-охотнице Артемиде. Время проводили все в битвах. Для того, чтобы род не прекратился, в определенное время года они вступали в связь с мужчинами соседних племен и жили с ними два месяца. Рожденных мальчиков они отдавали отцам, ( по некоторым версиям - убивали), а девочек готовили для войны.
Амазонка Фидия. V в. до н. э.
Амазонка Поликлета. V в. до н. э.
Существует несколько версий о месте проживания племен женщин-воительниц. Например, в произведении Эсхила "Прикованный Прометей" амазонки обитали на берегах Меотиды (Азовское море) в районе предгорий Кавказа или в Малой Азии (на реке Фермодонт у города Фемискира). А Геродот, живший в 5 веке до н.э., считал, что амазонки расселились в Скифии и смешались со скифским населением, а потомки их назывались - савроматы.
Амазонки Б.Валеджо
Раненая амазонка Франц фон Штук
Вот несколько основных сюжетов мифов об амазонках:
Микенский правитель Эврисфей по просьбе своей дочери Адметы приказал Гераклу совершить девятый подвиг - принести золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Геракл отправился в плаванье на корабле. Прибыв к устью реки Фермодонт, он бросил якорь и принял на корабле царицу Ипполиту, которая согласилась отдать пояс. В это время Гера, приняв облик одной из амазонок, испугала остальных известием, будто бы чужеземцы пытаются похитеть их царицу. Амазонки, схватив оружие и вскочив на коней, бросились на помощь Ипполите. Геракл, решив, что царица коварно подстроила нападение, убил Ипполиту, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, отплыл на корабле.
Сражение греков с амазонками. (краснофигурный кратер 410-400 в. до н.э.)
Когда взял Тесей город амазонок Фемискиру, увел он с собой как награду царицу Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновали афиняне свадьбу своего царя с царицей амазонок. Вскоре родился у них сын. Ипполитом нарекли его родители. Счастливы были супруги. Радовались они, глядя на то, каким умным смелым и красивым растет их сын.
А амазонки замыслили отомстить афинянам за разрушение Фемискиры, за похищение их царицы. Решили они освободить Антиопу от тяжкого, как думали они, плена. Их огромное войско вторглось в Аттику. Укрылись афиняне от натиска воинственных амазонок за городскими стенами, но не смогли удержать их. Последнее убежище осталось у афинян — неприступная крепость Акрополь. Долго держались афиняне в осаде, и вот решились они на последнюю битву.
Сама Антиопа сражалась рядом с Тесеем против тех самых амазонок, которыми раньше она повелевала. Не хотела она покидать своего мужа в этой жестокой битве. Гибель ждала Антиопу в этом сражении. Сверкнуло в воздухе копье, брошенное одной из амазонок, и вонзилось смертоносное острие в грудь Антиопы. Мертвой упала она к ногам своего мужа. В ужасе смотрели оба войска на сраженную смертью Антиопу. Прерван был кровавый бой. Полные скорби, похоронили афиняне и амазонки молодую царицу, а после покинули Аттику амазонки и вернулись на родину. Долго еще царила печаль в Афинах по безвременно сошедшей в аид прекрасной Антиопе.
В "Иллиаде" Гомера амазонки под предводительством царицы Пенфесилии приходят воевать под Трою на помощь троянцам. Но Ахилл лишает их боевого духа, и убивает их царицу.
По некоторым преданиям, амазонки основывают город Эфес и строят там знаменитый храм в честь Артемиды - богини охоты.
Легенды об амазонках были популярны в средние века и особенно в эпоху Великих географических открытий, когда царство амазонок искали в Америке. Отсюда и происхождение названия реки Амазонка. Амазонкой так же называют длинное женское платье для верховой езды. В современном языке и литературе амазонкой иносказательно называют женщину-всадницу, наездницу.
На памятниках античного искусства амазонки обычно изображаются как прекрасные женщины с развитой мускулатурой и, вопреки легенде, без следов увечья. Женщины-воительницы изображались с воинскими атрибутами: двойная секира, лук, копье и щит в форме полумесяца. С мифами об амазонках связаны многочисленные произведения античного искусства, начиная с 7 века до н.э. На них обычно изображались сцены "амазономахии": западные метопы Парфенона, метопы сокровищницы афинян в Дельфах, рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, рельефы западного фронтона святилища Аскоепия в Эпидавре, рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея. Сюжеты мифа об амазонках нашли так же отражение в рельефах саркофагов и вазописи: амфоры Эксекия и др. Согласно античному автору Плинию Старшему, при выполнении статуи амазонки для храма Артемиды в Эфесе состязались сразу четыре знаменитейших скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон. Ряд дошедших до нас римских копий греческих статуй, видимо, восходит к скульптуре Поликлета "Раненная амазонка". Изображение амазонок часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.